Страхи

     О детских страхах в первые годы жизни

Чаще всего, произнося слово «страх»,  мы представляем себе что-то очень негативное. На самом деле, способность испытывать страх –  проявление инстинкта самосохранения. Это чувство переживает в той или иной мере каждый психически здоровый человек. Вопрос в том, на сколько часто, как сильно это происходит и мешает ли это в повседневной жизни… 

Появление новых страхов – это один из показателей эмоционального развития. Эмоцию страха наблюдают уже у новорожденных. Затем страхи социализируются и возникают как реакции на новое, неожиданное. У маленьких детей, которые ещё не могут выразить свои чувства с помощью речи, тревожное состояние проявляется в поведении: беспокойный взгляд, суетливость, напряженность, плач или отчаянный крик при изменении ситуации. В детстве человек только познаёт мир. Он часто не понимает, чего ему следует опасаться, а что вовсе для него безопасно, а значит не должно его страшить.  Как и наши далёкие предки в доисторические времена, ребенок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные персонажи, опасается незнакомых людей и животных.

Но то, что для взрослых  очевидно, для ребёнка – тайна, покрытая мраком, а значит неизвестность, которая пугает. 

У  детей все реально, а значит,  их страхи также носят реальный характер. Баба Яга - это живое существо, обитающее где-то рядом, которое  только и ждет, чтобы забрать и унести в тёмный лес, если не будешь слушаться родителей…

Недавно была свидетелем того, как молодой папа пытался объяснить маленькой дочке, что макет динозавра, который стоит в детском развлекательном центре, совсем не страшный. Папа приближал орущего и отбивающегося в истериках ребёнка к зубастой пасти динозавра и с улыбкой пытался уговорить девочку потрогать макет. На ребёнка было страшно смотреть! Мало того, папа, который в принципе должен быть защитой и опорой, вдруг сам тащит малышку к страшному чудищу! Не трудно догадаться, что такой «воспитательный» момент вряд ли поможет девочке справиться со страхом, скорее наоборот.

Ещё один пример уже из личной практики. Ко мне обратилась мама 10-летней девочки. У её дочери стремительно падало зрение, при чём видимой причины врачи не находили. Скорее всего,  это психосоматическое расстройство. По ходу работы с девочкой выяснилось, что она очень боится быть одна в своей комнате, особенно ночью. Ей казалось, что из-за шторы непременно появятся какие-то огненные люди и заберут её.  В этой ситуации помогло рисование. Моя клиентка прорисовывала свои страхи, украшала их, рассказывала о них разные истории. В конце – концов, так увлеклась творчеством, что перестала их бояться .   «Огненные люди» постепенно становились добрее, не такими яркими, не такими страшными. Во время очередной встречи мама девочки, узнав,  что именно пугает её ребёнка, вдруг изумилась: оказывается, она всю беременность с наслаждением смотрела фильмы ужасов, а в третьем триместре  стала свидетелем пожара и очень испугалась! Вероятно, из тех далёких событий и появились «огненные люди». Вот такая загадочная вещь, психика ребёнка, - только в начале подросткового возраста проявилось то, что заложено было ещё до рождения! Удивительно, но в процессе проработки страхов, у девочки перестало падать зрение.

Эти примеры я привела для того, чтобы убедить вас, дорогие родители, что многие события, происходящие с вашим малышом,  бывают спровоцированы неправильным поведением взрослых, недостатком внимания и сочувствия, ошибочным представлением о возможностях ребёнка.  

Последствия испуга или длительного сильного переживания страха могут быть очень серьёзными. В первую очередь, это преобладание тревожности, которая затормаживает  психическое развитие. Страх может поглотить все другие эмоции, вследствие чего исчезают позитивные переживания радости, удовольствия, счастья, оптимизма. Вместо них развиваются недовольство, пессимизм, недоверие к людям и неверие в будущее. Когда такой ребёнок становится взрослым и создаёт семью, то будут страдать и его дети, ведь сам того не желая, он будет передавать свои страхи собственным чадам. Например, если мама боится высоты или замкнутых пространств,  она старается всеми силами предостеречь ребёнка, а на самом деле передаёт ему свои страхи. Опыт консультирования показывает, что у тревожного ребёнка обязательно тревожный кто-то из родителей и других близких родственников (чаще всего мама или бабушка)

Что же делать, если малыш чего-то панически боится? Как вести себя взрослым?

  • В первую очередь, принимать и уважать чувства малыша, ни в коем случае не высмеивать его и не ругать;
  • Проявить сочувствие и терпение, дать понять, что вы готовы оказать помощь и поддержку в любое время;
  • Как можно чаще обнимайте, гладьте ребёнка, не отталкивайте его, если он настаивает на телесном контакте. Не бойтесь «разбаловать» малыша, беря его на руки. До 3-х лет материнская ласка не бывает лишней;
  • Если малыш уже может вразумительно говорить, побеседуйте с ним. Создайте игровую ситуацию, где главный герой чего-то боится, послушайте версию ребёнка (чего именно боится, как боится, что пугает, что с этим можно сделать, как победить…) Проигрывая пугающую ситуацию в безопасной обстановке, ребёнок научается справляться со страхом, открывает свои возможности, ресурсы.
  • Можно порисовать или слепить страх, а потом «расправиться» с ним: порвать, сломать, измять…
  • Вместе с ребёнком из глины или картона изготовить маску страха и «попугать» его;
  • Волшебное средство – сказки. Можно найти, а можно придумать самому. В сюжете таких сказок обязательно должен быть страх, с которым главный герой (такой же мальчик или девочка) непременно справляется: победил, убедился, что страх смешной, подружился и т.д.
  • Лучше всего, если  возможно, создать как можно более комфортные условия для ребёнка, где пугающие моменты были бы сведены к минимуму: не оставлять одного в пустой комнате, не выключать полностью свет, когда засыпает; не пугать «Бабайкой» и прочими страшилками; оградить от просмотра сомнительных фильмов и мультиков. Если пугающий фактор долго не появляется, ребёнок может просто забыть свой страх.

Словом, дорогие родители,  проявляйте максимум творчества и человеколюбия! « Любовь не уживается со страхом», -  говорил Сенека.

Хочу предупредить, что не стоит набрасываться на ребёнка и сразу всеми методами пытаться спасать его. На всё надо время и терпение. Приёмы работы со страхами лучше использовать незаметно, в благоприятный момент, постепенно. Что-то надо будет повторить, а что-то вашему ребёнку может не подойти. Лучше всего в такой ситуации посоветоваться с детским психологом, который индивидуально для вашего малыша подберёт необходимые методы работы.

И, наконец, прислушайтесь к себе, не ваш ли собственный страх захватил в плен ещё и вашего малыша? Если это так, то, в первую очередь, вы сами должны разобраться с ним, а потом уже помочь своему ребёнку. Ведь дети и родители – это самая сильная в мире взаимосвязь! Вместе вы сможете преодолеть даже самые страшные страхи! Smile